01.jpg

 

 

 

 

 

Усадьба Завадовского

Английский парк

   Завадовский создал в имении большой, в 154 гектара, роскошный парк, расположенный на двух высотах — западной и восточной — разделенных системой искусственных прудов в долине ручья (речушки) Излучье. На этой речке насыпаны земляные плотины в четырех местах, примерно на расстоянии 400 метров друг от друга. Этим самым образовался каскад прудов. Два больших пруда и один малый находились в самом парке, четвертый примыкал к его территории, а пятый располагался несколько выше по течению ручья. Все водоемы имели естественные, "природные" очертания. В настоящее время восстановлен лишь один большой пруд. Западная регулярная часть парка включала парадный двор с клумбами и цветочный партер перед парковым фасадом, идущий почти до прудов, а также частично фруктовый сад. Цепь каскадных прудов шла вдоль северной границы регулярной части. Восточная, более обширная часть трактовалась как английский пейзажный парк. Система живописных аллей и прихотливо проложенных дорожек вместе с земляными плотинами, мостиками и переходами соединяла обе части парка и одновременно создавала многочисленные видовые точки. Парк вместе с постройками усадьбы представлял собой единый комплекс большой художественной ценности, одно из лучших произведений садово-паркового искусства своего времени.  О ляличском парке дают представление записи литератора К.П.Шаликова, посетившего усадьбу в 1803 году и оставившего книгу "Путешествие в Малороссию". 

Храм благодарения

Примерно в семистах метрах от летнего дворца находилась прелестная ротонда — открытый павильон из двенадцати коринфских колонн, несущих купол. Здесь находилась бронзовая статуя графа Румянцева-Задунайского. Это храм благодарения, и сюда-то граф ежедневно приходил поклониться своему благодетелю. Павильон находился на высоком открытом месте парка и выгодно вырисовывался на фоне зелени. Статуя графа Румянцева находилась до 1941 года на площади города Глухова. Говорят, что в войну фашисты разбили ее на три части и хотели увезти. Партизаны на них напали и спасли верхнюю часть фигуры — бюст памятника, который сейчас находится в Глуховском краеведческом музее. Фигура Графа Румянцева выступает сильным движением вперед и своею несколько наклоненной позой требует большого простора. Монументальная бронзовая статуя графа Петра Александровича Румянцева-Задунайского, генерал-фельдмаршала и президента Малороссийской коллегии, исполнена в проекте Львовым, модель сделана Рошеттом (скульптор), отливал статую из бронзы Гатклу (модельный мастер).

Летний дворец

Изящно — роскошный дворец, весь переполненный произведениями высокого искусства,однако, видимо, не полностью подходил к мечтательному характеру графа, любившего природу и уединения. Поэтому в глуши созданного им величественного и роскошного парка в восточной части, за прудами, построен двухэтажный с подвалами летний дворец, стоящий примерно "в километре от большого дворца". Строгость, серьезная архитектура этого здания в духе римского дорического ордена, указывает на серьезность его назначения. Это не увеселительный охотничий домик, а, скорее, дом отдыха и уединения. Не здесь ли, главным образом, проводил время изредка наезжавший в Ляличи граф? Интерьер летнего дворца также богат и раскошен, как и дворца, о котором уже говорилось. Участок парка, на котором был построен летний дворец, назывался "Зверинец". Дело в том, что парк переходил в сплошной и очень густой лес, и поэтому здесь водились в большом количестве различные звери: медведь, косуля, лось, лиса, заяц, волк и другие. Охота регламентировалась егерями.

Седой Руси Жемчужина Кваренги

 Дом-дворец - трехэтажное здание, выдержанное в стиле зрелого классицизма и изумительно вписывавшееся в холмистый пейзаж. Дворец блестал подлинной красотой и приводил в восторг всех, его посещающих. Для внутренней отделки дворца применялись скульптура, лепнина, монументально-декоративная роспись, ценные породы камня и дерева, различные дорогие отделочные материалы, зеркала и гобелены. Там хозяин, постоянно мечтавший променять  шум и блеск столицы на тишину и уединение деревенской жизни в своем детище-дворце, весьма доволен был результатами своих трудов: "Дом каменный без меня состроен прекраснейший", - сообщает он своему другу Воронцову 30 июня 1795 года,- "по плану Гваренгия выстроил дом каменный, в здешних краях на диво, какой и в провинциях аглицких был бы замечателен, не стороны огромности, по красоте чистых пропорций своего фасада. Создал также и церковь каменную, больше чем деревенскую; в ней уготовано место и для моего гроба..." пишет он из Лялич 20 ноября 800-го года тому же С. Р. Воронцову. Дворцовый характер здания подчеркивало великолепное убранство интерьеров. Основу его объемно-планировочной композиции, характерной для того времени, составлял главный трехэтажный объем с полуподвалом, трактованный в подлинно палладианском духе. Прямоугольный в плане, он был завершен вальмовой кровлей с венчающим ее куполом на квадратном в плане основании, четыре стороны которого снабжены полукруглыми окнами в центральную залу. С фасадов во всю высоту здания в средней его части шестиколонные портики коринфского ордера с фронтонами, поднятые на прорезанный арками выступ первого этажа.