01.jpg

 

 

 

 

 

Седой Руси Жемчужина Кваренги

Индекс материала
Седой Руси Жемчужина Кваренги
Часть 2
Все страницы

 Дом-дворец - трехэтажное здание, выдержанное в стиле зрелого классицизма и изумительно вписывавшееся в холмистый пейзаж. Дворец блестал подлинной красотой и приводил в восторг всех, его посещающих. Для внутренней отделки дворца применялись скульптура, лепнина, монументально-декоративная роспись, ценные породы камня и дерева, различные дорогие отделочные материалы, зеркала и гобелены. Там хозяин, постоянно мечтавший променять  шум и блеск столицы на тишину и уединение деревенской жизни в своем детище-дворце, весьма доволен был результатами своих трудов: "Дом каменный без меня состроен прекраснейший", - сообщает он своему другу Воронцову 30 июня 1795 года,- "по плану Гваренгия выстроил дом каменный, в здешних краях на диво, какой и в провинциях аглицких был бы замечателен, не стороны огромности, по красоте чистых пропорций своего фасада. Создал также и церковь каменную, больше чем деревенскую; в ней уготовано место и для моего гроба..." пишет он из Лялич 20 ноября 800-го года тому же С. Р. Воронцову. Дворцовый характер здания подчеркивало великолепное убранство интерьеров. Основу его объемно-планировочной композиции, характерной для того времени, составлял главный трехэтажный объем с полуподвалом, трактованный в подлинно палладианском духе. Прямоугольный в плане, он был завершен вальмовой кровлей с венчающим ее куполом на квадратном в плане основании, четыре стороны которого снабжены полукруглыми окнами в центральную залу. С фасадов во всю высоту здания в средней его части шестиколонные портики коринфского ордера с фронтонами, поднятые на прорезанный арками выступ первого этажа.

 Пятиарочная нижняя часть соответствует первому этажу дома, а колоннада — остальным двум. Центры боковых фасадов были отмечены двухколонными лоджиями на уровне второго этажа. Широко раскинувшиеся закругленные галереи, по высоте равные первому этажу дома, соединяли его с двухэтажными прямоугольными в плане флигелями. Фасады всех частей дома отличались строгостью пропорций и сдержанностью декора, образуя в целом фронтальную, подчеркнуто симметричную композицию с четко выраженной горизонтальной направленностью. Первый этаж дома и галереи с флигелями имели тождественное решение: стены с общей лентой цоколя и дощатым рустом, одинаковый ритм арочных проемов и окон с филенчатыми нишками внизу, полочками на уровне пят и замковыми камнями, украшенными масками, и общий завершающий карниз. Прямоугольные окна второго, парадного этажа были заключены в тонкие изящные рамки с сандриками; окна третьего над узкой карнизной тягой также прямоугольные, но меньшего размера и лежачие. Строгий антаблемент с модульонами в карнизе завершал фасады, а также пологие фронтоны портиков, которые вместе с лоджиями были главным их украшением. Рустованное основание купола прорезали большие полукруглые проемы, фланкированные маленькими ложными окнами. Внутренняя структура дома традиционна для усадеб дворцового типа.

 Некоторые цифры...

 Дом-дворец имел внушительные размеры. Приведем некоторые цифы: "Главный трехэтажный корпус имел 20 сажень длины и 8 сажень вышины до крыши. Общая вышина с ротондой и куполом 12 сажень. Расстояние от правого до левого крыла, т. е. длина всего дворца по прямой линии, 58 сажень. Вышина одноэтажных крыльев — флигелей четыре с половиной сажени. Окна первого этажа имеют без малого 2 сажени вышины.  Портик поддерживается шестью колоннами коринеского ордена. Вышина портика с фронтоном — 6 сажень. Портик украшен тремя статуями, каждая по 4 аршина вышины. Оконных и дверных отверстий по наружным стенам, не считая подвальных, 184. Жилых комнат 81. Комнаты второго этажа двухсветные, центральная с хорами."

Планировка

 Планировка дома анфиладная. Все помещения различного назначения группировались во втором и третьем этаже вокруг центрального двусветного купольного зала. Основные парадные залы, как обычно в усадьбах того времени, располагались на парковой стороне. В первом этаже размещались вестибюль, гардероб, приемные, кабинет владельца и служебные помещения. Третий этаж небольшой высоты занимали жилые комнаты семьи владельца. Через главный подъезд входили в первую комнату. Справа и слева, в углах этой простой передней, полукругом вогнутые кафельные печи. Из передней — дверь в следующую, почти квадратную комнату под круглой залой второго этажа; налево — парадная лестница и дверь в боковые комнаты нижнего этажа; направо — в помещения, расположенные под "Екатерининским" залом. Стены и потолки всего нижнего этажа были отделаны с простотой и строгостью, необычной по сравнению с верхним этажом. Едва заметные карнизы из скульптурных поясков и иногда незначительных украшений дополняли скромную разбивку стен фресковыми узкими бордюрами; исключение составляла лишь более пышная отделка первой комнаты при входе из сада. Едва ли возможно теперь точно сказать о назначении каждой комнаты, но чувствуется, что не здесь проходила главная жизнь в доме, не здесь совершались радушные приемы, не здесь размещены были статуи и картины, привезенные из столицы. Из главной передней широкая лестница вела во второй этаж; ступени ее первого марша служили основанием двух параллельных боковых лестниц, поднимавшихся выше. Эти стенки были украшены фресками, а также изображениями местных видов и пейзаже, заключенными в прочные панно. Прямо против лестницы, у средней площадки — пейзажи того же характера, а выше, между окон и двух колонн, полукруглая ниша с пьедесталом для бюста. Правда часть верхнего марша лестницы проходила мимо наружной стены с окнами во двор; левая — мимо глухой стены соседних комнат; плоскость ее была расписана ложными окнами с изображениями рам и занавесей, соответственно противоположной наружной стены. По строгой красоте и, одновременно, уютности вестибюля, по архитектурной разбивке колоннами, пилястрами, окнами — действительными и ложными, второй этаж производил восхитительное впечатление. Везде строгость и как бы холодность частей и безусловная красота архитектурного расчленения и теплых, цветистых, но не пестрых тонов. Там находились столовая, гостиные и парадные залы, из которых наиболее значительны предназначенный для танцев и концертов "зеркальный" зал и занимавший центральное место круглый в плане зал с колоннами, поддерживающими хоры. В состав парадных помещений входили также две лоджии, расположенные симметрично в центре боковых фасадов.Через длинную площадку с колоннами, дверь вела в светлую переднюю с выходом на балкон лицевого портика, с его мощной колоннадой. Из передней - ход в центральный круглый двухэтажный зал, купол которого венчал здание. Шестнадцать колонн парами, чопорно и стройно, прижавшись к стенке, несли на своих капителях раскрашенный под мрамор антаблеман. По стене зала, над карнизом дверей, тянулся узкой полоской скромный бордюр рельефного белого орнамента на легком золотисто-желтом фоне.          Между колоннами, выше бордюра, окна, — ложные и настоящие, последние выходили в полутемные коридорчики третьего этажа, занятого, исключительно, мелкими, без всяких украшений, комнатками, лишь изредка с фресковым бордюром, огибающим дверь и незаметно скрывающимся под карнизом потолка. Освещался круглый зал верхним светом; он лился туда спокойно и ровно, озаряя величественную колоннаду и скромный карниз. Роспись купола изображала круглую беседку, с восемью пилястрами, с гирляндами у арочек и трельяжем, раскинувшую свой купол высоко над головой зрителя. И благодаря этой высоте, несколько сухая живопись купола, освещенная боковым светом, казалась мягким и приятным красочным пятном.