01.jpg

 

 

 

 

 

Седой Руси Жемчужина Кваренги - Часть 1

Индекс материала
Седой Руси Жемчужина Кваренги
Часть 2
Все страницы

 Зал "Четырех времен года"

 Следующая пышная комната - зал "Четырех времен года". Ее стены и потолок были сплошь покрыты росписью, лепными орнаментами и барельефами. Тут красота была рассыпана щедрой рукой. На одном из барельефов изображены амуры в сложной композиции. Размер барельефов 2 х 1,5 аршина. Потолок зала был занят фресковой росписью: центральный круг, со средней розеткой изящного, тонко выполненного рисунка, играл колоритным блеском. Угловые части плафона, отделенные массивной полосой расписных кессонов, заключали в круглой рамке аллегорические изображения четырех времен года. Так в углу этого плафона — изображение осени, в виде женщины в зеленой тунике, сидящей под деревом с корзиной фруктов в руках; другая корзина с яблоками и виноградными гроздьями стоит у ее ног. Хороший рисунок и мастерское исполнение говорит в пользу недюжинного художника; теплые, палевые и красные с серым, тона, смешивающиеся с целой гаммой других — голубых, зеленых, розовых — производили приятное впечатление. Из комнаты — выход на балкон заднего портика с могучими колоннами, оттуда очаровательный вид на сад и парк, на долину с прудами и резко выдающимся белым пятном на фоне густой зелени — "Памятником благодарности". Внизу -терраса, за которой начинается река густых, запущенных кустов сирени, жасмина и других свидетелей роскошного когда-то цветника.Справа от этой комнаты был длинный угловой зал, покрытый коробовым сводом. Слегка приплюснутый свод зала был разбит на поперечные полосы и расписан кессонами, а на поперечных стенках, выше карниза, были изображены три местных пейзажа, из которых один представлял, вероятно, главную липовую аллею перед дворцом. Боковые окна над карнизом давали массу света, мягко обливавшего живопись плафона и ниши, расположенных в соответственном числе на глухой стене и заполненные живописными изображениями местных видов, — по видимому самого дворца, летнего домика и колоннады Румянцева. Стены зала с богатым скульптурным и живописным карнизом были разделены в вертикальном направлении на несколько частей, занятых расписными декоративными панно, дверями, окнами, камином. Живопись панно была выдержана в золотисто-зеленых тонах; каждое из них увенчивалось изображением двух старых грифонов, хвосты которых заканчиваются акантовой пальметкой; густой красный фон окружал их. Над дверьми, окнами, камином и зеркалами были расписаны птицы у фонтана, серым на голубом фоне.  Дверь направо из этого прелестного зала вела в небольшой уютный зал с портретом Императрицы Екатерины II; Здесь плафон был расписан сценой мифологического характера — богиня, окруженная амурами. Окружающий бордюр представлял балюстраду, за которой раскинулось синее небо, с парящей богиней и порывисто бросившимся за ней юношей. На одной из стен этой комнаты, в лепной орнаментальной раме, занимая половину стены, от потолка до пола и от двери до угловой печки, был написан архитектурный вид с колоннадой, удаляющимися зданиями, арками и проч.; в левом углу этого пейзажа, внизу, был портрет Екатерины II в профиль, на темном фоне зеленой драпировки, странно повисшей в воздухе, не имеющей, по видимому, никакого отношения к расположенной рядом же колоннаде. На портрете императрица сидела, облокотившись правой рукой на спинку кресла; одета в серо-синее платье, сверху красная накидка с рукавами до локтя; на волосах головной убор, едва различаемый; на спинке кресла и под локтем — желтая ткань.

Еще несколько комнат...

 Из зала "Четырех времен года" налево были две последние большие комнаты. Первая с необычайно скромной, но удивительно красивой отделкой стен, тонкими лепными бордюрами, без всякой живописи; в квадратных панно, ниже карниза были круглые барельефы.Тут же была высокая печь, скорее украшение, чем предмет необходимости, она была сложена из больших кафельных плит, покрытых лепным орнаментом и белой глазурью. Средняя часть печи, с трех сторон, имела три рельефных фигуры. Из следующей, угловой, почти квадратной комнаты, с окнами, выходящими в густую листву сада, пройдя мелким коридором и комнаткой, можно было попасть в небольшое помещение с балконом, соответствующее на другой стороне — Екатерининский зал. По изяществу и по форме эта комнатка заслуживала особого внимания. Небольших размеров, продолговатая, закругленная в глубине, как изящная франтиха с тонким вкусом, была украшена от потолка до пола рельефными орнаментами, медальонами и фресковой росписью. Рядом с этой комнаткой расположено и несколько маленьких; тут же круглая винтовая лестница из прочного дуба, ведущая в третий этаж и вниз. Опустившись по лестнице до уровня подвального помещения, можно было очутиться лицом к лицу со сплошной кирпичной стеной со всех сторон — совершенно круглый колодец с опущенной посредине деревянной лестницей. Вероятно, тут имелось сообщение с каким-нибудь из подвальных помещений (в одном месте есть как будто и намек на это). Полуциркульные крылья. Крылья дворца огибали двор, с его клумбами и цветниками.Флигели и закругленные крылья дома предназначались для гостей. Интересна планировка крыльев. В них комнаты, расположенные в два этажа со стороны парка, объединялись высоким одноэтажным коридором, протянувшимся вдоль наружной стены главного фасада. Последние комнаты крыла отличались своими размерами и роскошной отделкой (печи, бордюры, фресковая живопись). Потолок комнаты был белый в середине, покрыт у карниза широким бордюром; углы в красивой мягкой гамме были заняты изображением двух крылатых гениев, с парой голубков в поддерживаемом ими круге. Дверь в последнюю угловую комнату была украшена бордюром и расписным фресковым тимпаном с красиво скомпонованным орнаментом и фигурками сочностью и мягкостью колорита невольно приковывающим к себе внимание. Следует сказать несколько слов и о подвале центрального здания. Это было — массивное, угрюмое помещение с центральным, как бы покрытым полушаром, слегка приплюснутым куполом с нишами, массивными железными крылами дверей и узкими коридорами. Он производил очень сильное впечатление.В подвале размещались кухня, кладовые и многочисленные хозяйственные помещения.