01.jpg

 

 

 

 

 

Главная История Ляличи в XVIII- XIXвв

История Лялич конца XVIII - XIX вв

 История Лялич второй половины XVIII века и начала XIX века тесно связано с именем графа Петра Васильевича Завадовского - фаворита Екатерины II. Обладая красивой наружностью и мягким уживчивым характером, Завадовский сделался фаворитом императрицы Екатерина II, которая ему 10 июля 1775 года и подарила имение Ляличи. При Екатерине Завадовский был Сенатором, Членом Совета и управляющим Дворянским и Государственными Заемным банками. После воцарения Александра I граф Завадовский был назначен членом совета при государе. А в 1802 году он стал первым министром народного просвещения. Случай, выдвинувший графа Завадовского на видное место, сделал его обладателем колоссального богатства. Среди писем Завадовского к Воронцову имеется одно, в котором он говорит: "По ходатайству его (П. А. Румянцева) жалована мне сия деревня ..." С этого времени начинается новый этап в истории села Ляличи, как памятника архитектурного зодчества.

Екатеринодар

  Завадовский, занимавший при дворе в разное время видные должности и накопив огромные богатства, развернул в Ляличах масштабное строительство. Усадебный комплекс в стиле зрелого классицизма был построен по проекту выдающегося итальянского архитектора Джакомо Кваренги и назван в честь благодетельницы Екатеринодаром. (Свое название Ляличи деревня носила давно, затем ее стали называть Екатерининдар наряду со старым наименованием. Так сам Завадовский пишет: в 1780 г. "Ляличи", в 1785 г. — "Екатерининдар", в 1800 г. — "Ляличи", в 1803 г. — "Екатерининдар" и т. д. Существует в литературе указание, что "по восшествии на престол Императора Павла I Екатерининдар велено называть прежним его именем — "Ляличи", но документально это не подтверждается.)

За короткое время здесь создаётся уникальный усадебный комплекс, состоящий из великолепного парка и большого озера, созданного искусственным путём по приказу графа. В парке находились различные архитектурные постройки, славившиеся своей красотой. Вся усадьба была в недосягаемости для простого человека, так как её окружала высокая кирпичная стена. В центре находился огромный Зимний дворец, в котором граф П. В. Завадовский принимал гостей, устраивал пышные балы. Начало строительства дворца относится к 1790 годам, а в 1794 году дворец был уже полностью сооружен. Сам Завадовский в 1800 году писал об этом своему другу Воронцову: «По плану Кваренги выстроил дом каменный, каков   и   в   провинциях   Английских   был   бы замечателен не со стороны огромности, а по красоте чистых пропорций своего фасада …».
    Всю тяжесть работ по строительству ансамбля выполняли согнанные из окрестных сел и деревень крепостные крестьяне. В спешном порядке вокруг Лялич были построены цигельни, на которых день и ночь работал простой народ, выделывая и обжигая кирпич. Но не хватало кирпича собственного производства, поэтому дополнительно была организована доставка из Мглина. По народному преданию эта доставка производилась живым конвейером. В три линии друг возле друга на расстоянии более двадцати километров были поставлены сотни тысяч крепостных крестьян, и с раннего утра до позднего вечера из рук в руки они передавали кирпич в Ляличи. Тут же спали и ели, по целым неделям не уходя далеко от своего рабочего места.

Описание усадьбы

 В 1780-95 гг. был возведен трехэтажный дом-дворец, многочисленные хозяйственные помещения, в 1793-97 гг. построена церковь Екатерины, разбит пейзажный парка с английским садом, летним дворцом, храмом-ротондой, всевозможными "затеями" и статуями, созданы три озера с живописными островами. Усадьба, обнесенная высокой кирпичной стеной, имела размеры 1343 на 1180 метров в квадрате. Расположена она на северной окраине села на возвышенной, несколько всхолмленной местности вдоль долины ручья Излучье, к которому рельеф немного понижается. Цветущая липовая аллея с необъятно широкими шапками крон располагалась параллельно фасаду дворца, выходя одним концом на долину Ипути, извивающейся в сочных лугах. "Наконец, проехав село с дрянными избами и бедным крестьянским населением в рубищах и лаптях", пишет пленный доктор французской гвардии де-ля-Флиз весной 1813 г.: "Мы очутились в аллее, усаженной большими деревьями, которая привела нас в нечто, похожее на городок с каменными, красивой архитектуры, домами, в несколько этажей, с зелеными крышами". В основе планировочной структуры имения лежала характерная для крупных русских усадеб 2-й пол. 18 в. система. Главным ядром композиции был трехэтажный дом-дворец с пониженными закругленными галереями, заканчивающимися одноэтажными флигелями. Галереи-крылья замыкали большой парадный двор перед домом, боковые протяженные стороны которого ограничивали корпуса оранжерей (позднее южный превращен в конюшню), а лицевой фасад составляла каменная ограда с монументальными въездными воротами в центре.  Ворота кирпичные. Оштукатуренные пилоны, прямоугольные в плане, отличаются мощностью форм. Их фасады украшали парные колонны с антаблементом. К этому парадному въезду в усадьбу с запада подводила дорога, далее идущая через ворота и двор прямо ко дворцу; она была центральной композиционной осью всего комплекса. В качестве второй оси, перпендикулярной первой, выступала широкая-липовая аллея, которая проходила вдоль каменной ограды с воротами. Она отделяла от дома-дворца большую группу хозяйственных и служебных построек: восемь одноэтажных зданий были поставлены двумя одинаковыми симметричными группами по сторонам от основной дороги, как бы продолжая композицию парадного двора за воротами, а три постройки размещены несколько севернее, вдоль липовой аллеи. При Завадовском было значительно усилено строительство хозяйственной части усадьбы. Здесь были оранжереи, в которых даже ананасы вызревали, система домиков для обслуживающего персонала, красиво расположенная и оформленная, — своеобразный городок, фундаментальные кирпичные сараи для различного скота и особенно с большой любовью был отделан "конский двор". Все это из кирпичных стен толщиной от метра до полутора метров. Все без исключения строения были покрыты прочным железным листом, окрашенным в зеленый цвет. Создавалось чудесное впечатление слияния зелени растений с искусно положенной краской на крышах. У южного конца аллеи, вне основной территории усадьбы, на небольшой площади села поставлена церковь Екатерины, к которой с востока подходит пересекающая земляную плотину подъездная дорога. За дворцом, перед его парковым фасадом, находился цветочный партер, а с южной стороны от него - фруктовый сад. Напротив дворца на другой стороне пруда раскинулся огромный пейзажный парк с храмом Благодарности в виде колонной ротонды, в которой стояла статуя П.А. Румянцева-Задунайского, и двухэтажным каменным летним дворцом на поляне в глубине парка.

После смерти графа Петра Васильевича Завадовского усадьба Ляличи переходила из рук в руки. Сыновья графа постоянно нуждались в деньгах и поэтому в 1812 году продали усадьбу семейству Энгельгардт, от которого она попала в 1817 году в руки барона Черкасова, потом к некоему Атрыганьеву, затем к купцу Самыкову, а в нанале XIX века — к гомельским купцам Голодцам. Все эти владельцы не могли поддерживать весь усадебный комплекс. Усадьба постепенно разрушалась, утрачивались многие садово-парковые постройки и убранства интерьеров. Здания приходили в упадок, так как богатства, которые находились в них, распродавались и увозились в разные страны. 

Ляличи конца 19 века:
Центр Ляличской волости Ляличи состоял из двух обществ: крестьян бывшего владения Атрыганьева и казаков. Проживало здесь в 390 дворах 1918 человек - 967 мужчин и 951 женщина. В Ляличах располагались дворец, подсобные помещения, принадлежащие купцам Голодцам, церковь, волостное правление, народное училище, два хлебозапасных магазина, две ветряных мельницы, две маслобойни, две кузницы, постоялый дом. Три раза в год - 9 мая, 29 июня и 24 ноября в селе организовывались торжки.
Значительную часть населения Лялич составляли евреи и казаки

Архивные фотографии