01.jpg

 

 

 

 

 

Главная История Древнейшая история

Древнейшая история села Ляличи

Село Ляличи расположено в живописной долине, недалеко от реки Ипуть. Это, пожалуй, один из самых красивейших уголков Брянской области. Ляличи известны не только красотой природы, но и свой историей, которая уходит глубоко в древность. Самое древнейшее городище на территории села расположено в урочище «Великий городок» на мысу правобереж­ной террасы речушки Шелковки. Современные учёные датируют это время 8-7 вв. до н. э. – 2 в. н. э. На высокой пойме левого берега Ипути в месте, которое сейчас называется Старым селом находятся ещё два курганных могильника. В одном — 63 кургана, другом — 41. 

 

рис1.Курганные могильники. Старое село

     В 1891 году впервые их обследовал Пётр Митрофанович Еременко, преподаватель Новозыбковского реального училища. В ходе раскопок были найдены проволочные височные кольца, перстни, бусы и т. д.

В 70-е годы 20 века раскопками руководила учитель истории Ляличской СОШ Лежнёва Людмила Максимовна.  Были найдены украшения из бронзы и камня. Примерная датировка находок 11-13 в. н. э. Сейчас они хранятся в Суражском краеведческом музее.



рис.2 Находки из курганного могильника: «Старое село», найденные при раскопках в 70-е годы 20 века

   В течение многих лет Ляличи находились под властью Польско-Литовского государства.  Невыносимо тяжёл был панский гнёт. Оккупанты заставляли русских людей работать на польских панов до пяти дней в неделю. Каждый шаг крестьян был обложен многочисленными пошлинами. Например «рогатое» взималось с каждого вола; «ставщина» — за ловлю рыбы; «спасное» — за право пасти скот; «сухомельщина» — за помол зерна … Казаки Богдана Хмельницкого не раз громили польских магнатов. Не оставались в стороне и жители Старого села, активно помогавшие в борьбе с захватчиками. Озлобленные польские каратели во время одного из своих нашествий дотла сожгли непокорное село. Оставшиеся в живых жители Старого села, опасаясь новых набегов карателей, не стали селиться на прежнем месте и разбрелись в разные стороны. Многие уходили в глухие лесные чащи и там устраивали себе жилища. Согласно преданию один из бывших жителей Старого села, по прозвищу Ляля, построил себе жилище в самой глухой чаще леса, на берегу маленькой речки Шелковки. Вскоре обосновались здесь и близкие родственники Ляли. Так постепенно образовался поселок Ляли, который впоследствии разросся в село Ляличи.

    В «Историко — статистическом описании Черниговской епархии», датированном 1725 годом, сказано о том, как Ляличи из деревни были преобразованы в село. Во время моровой язвы стародубский торговец Андрей прибыл со своим сыном Яковом в деревню Ляличи. Здесь также появилась язва. Благочестивый Андрей взял с кладбища крест Спасителя и пошел с ним вокруг деревни, воспевая духовные песни. Народ благоговейно поклонился кресту Спасителя, и никто из приложившихся к кресту не умер, хотя многие были больны. Набожный Андрей, избавясь от смерти столь чудесной помощью, удалился в монастырь, а жители решились построить храм, а сына Якова пригласить к себе в священники.

    До 1654 года Ляличи принадлежали польскому «державцу» Абрамовичу, который владел Мглином, а позднее приобретены стародубским сотником Бороздным. По грамоте 1726 года Ляличи отданы поручику Антону Детердену, женившемуся на вдове Максима Бороздны, а после смерти Детердена возвращены в ведение мглинской ратуши.